Мадина Валиева

Залина Габаева. Гость у нас сегодня настолько интересный, что прямо в коридоре заболтались.

Фатима Турманова. Гость у нас не просто интересный, но ещё и любимый гость в этой студии, у нас есть особо любимые гости, потому, что они дружат с нашим радио давно, внимательно слушают, следят за всеми новинками, всеми изменениями… Мадина Валиева. Мы всегда приглашали в качестве человека, который говорит с нами об осетинском языке и его проблематике. Вот уже второй раз подряд мы её приглашаем в новом совершенно амплуа не только для неё, но и вообще для нашей страны — хозяйка арт-галереи «Аллон». Буквально накануне открытия арт-галереи мы её приглашали, говорили о планах, о том, как она видит все то, что она собирается сделать, то, что собираются открывать. И вот уже прошло какое-то время для того, чтобы поговорить о первых промежуточных итогах. Добрый вечер, Мадина!

Мадина Валиева. Добрый вечер!

Залина Габаева. Добрый вечер! Спасибо за то, что Вы с нами сегодня. Очень хочется спросить: как дела?

Мадина Валиева. Совершенно искренне хочется ответить — замечательно! Дела идут очень хорошо, и я рада вам об этом буду рассказать поподробнее.

Фатима Турманова. Естественно, начиная любое дело, а это был все-таки бизнес, всегда просчитываешь риски, всегда есть ожидаемые проблемы, которые человек, когда что-то планирует — он знает: вот с этим придётся столкнуться? Что сбылось и какие приятные и неожиданно хорошие были открытия? Начнём с проблем, а потом перейдём к хорошим событиям.

Мадина Валиева. Я так поняла, что мы сначала будем рассматривать галерею с точки зрения бизнеса, а потому что с точки зрения искусства? Хорошо, как скажете, потому, что зачем об этом умалчивать — это действительно бизнес конечно. Причём, очень модный современный бизнес галерейный, которого у нас практически не было. По крайней мере, в том виде, в котором я его себе представляю, в котором я его планирую поставить, опираясь на мировой, и европейский и российский опыт галерей, которые уже существуют и которые успешно работают. Учитывая то, что я новичок в бизнесе, это первая моя попытка, может мне просто повезло, но особых проблем нет, как бы не пришлось бы столкнуться.

Фатима Турманова. Налоговики, противопожарная безопасность, санэпидемстанция- обычно эти дорогие товарищи очень плотно работают со всеми нашими согражданами, которые только-только открывают свой бизнес. Извини, пожалуйста, что я с высот небесных искусства на грешную землю опускаю, но интересно — как со всеми этими инстанциями складываются отношения?

Мадина Валиева. Я ещё не со всеми столкнулась, видимо, это мне ещё предстоит. Но, начиная это дело, безусловно, я планировала все делать по закону, в связи с чем ещё задолго до открытия, которое несколько раз переносилась на незначительные временные отрезки, я уже уплатила госпошлину в налоговую. Сегодня вы меня уже можете поздравить, официально у меня есть все документы — зарегистрированное частное индивидуальное предпринимательство со всеми номерами. У нас есть свои печать, и, значит, мы можем уже быть договороспособными, заключать договоры.

Залина Габаева. То есть вы зарегистрировались как юридическое лицо?

Мадина Валиева. Физическое лицо, как индивидуальный предприниматель. Первые попытки были сделать это общественной организацией, юридическим лицом, но это тянуло за собой целый ряд проблем, и, собственно говоря, не давало нам в результате той отдачи, на которую я рассчитывала. Индивидуальное предпринимательство больше соответствует нашим задумкам.

Фатима Турманова. Начинать бизнес не так страшно, как его малюют?

Мадина Валиева. Однозначно, я хочу сказать, хочу немножко неожиданно похвалить нашу налоговую службу. Выходя оттуда, все сделав в течение реально недели, реально — пришла своим ходом в налоговую и все оформила быстренько и никаких загвоздок не было. Достаточно легко все оформляется, все прозрачно, чётко, все недалеко, все в шаговой доступности.

Залина Габаева. Расскажите, Мадина, перед тем, как открыть галерею, Вы учились тому, как правильно размещать картины? Как выставлять свет, какие-то объёмные произведения, как это у вас все проходило?

Малина Валиева. Знаете, я перерыла кучу информации в интернете, причём, за очень короткий срок. Иногда бывали моменты, когда я чувствовала себя каким-то неведомым орудием, инструментом в чьих-то руках, которого водят.

Залина Габаева. Настоящая страсть?

Мадина Валиева. Честное слово! Потому, что никогда не занималась ни бизнесом так плотно, с профессиональной точки зрения на искусство не смотрела. Как и все — я люблю искусство, знаю наших художников. Но чтобы профессионально к ним подойти — как-то предоставить с одной стороны им площадку для реализации, ещё большего развития их творчества, с другой стороны — восполнить дефицит духовности, общения для наших граждан — как-то я и не планировала. Но получилось, все получилось.

Фатима Турманова. Определённый круг художников был найден, Вы вышли с ними на контакт до открытия галереи.

Мадина Валиева. Конечно.

Фатима Турманова. И вот она открылась. Великолепная работа пиарщика — должна похвалить, задействованы соцсети, это всё очень здорово. И, кроме того, друзья занимаются рассылкой информации — это видят. После того, как появилась уже информация о том, что у нас успешно работает арт-галерея, появились люди, художники, или, может быть, какие-то мастеровые, которые пожелали выставляться, вы о них, если слышали, то не были знакомы, не было до этого контакта. И, вдруг, они приходят и говорят — вот мы тоже хотим?

Мадина Валиева. Может быть, я вас удивлю, но такие мастера, ремесленники, æрмдæснытæ, к нам они приходят чуть ли не каждый день, или пишут, или звонят. Как результат, у нас в галерее появляются их работы. Конечно, мы не можем брать любые работы, с самого начала как бы такой оценочный момент в галерее — он присутствует, потому что у нас выставлены работы наших именитых художников, народных, заслуженных, титулованных и, конечно, мы не можем рядом выставлять что-то контрастирующее очень сильно и не имеющее художественной ценности. Мы, прежде всего, смотрим именно с этой точки зрения. Но открываются мастера, которые действительно делают своими руками какие-то чудесные вещи. Их имена — не только мне — они вообще никому не известны. В узком, может быть, кругу родственников и соседей. Мы дальше планируем, конечно, в рамках нашего арт-пространства, галереи, их раскручивать, давая им дальнейший стимул для работы, для развития. Потому, что прямо там приходят, рождаются идеи: а может делать вот так, а может ещё попробовать? Вот так и мы говорим — давайте, пробуйте, вот вам место, где вы сразу получите оценку своему произведению.

Залина Габаева. Не стало тесновато в вашей галерее?

Мадина Валиева. Да, стало тесновато, но есть планы, я думаю, что в недалёком будущем уже, есть такие предпосылки, появятся меценаты и спонсоры, которым сама идея очень понравилась. Нравится и способ реализации, потому, как ещё раз подчеркну, в основе галереи все-таки стоит не коммерческий интерес, хотя подпитывать искусство тоже, безусловно, надо именно с этой точки зрения. Все-таки, момент ознакомления общества с нашими мастерами кисти и мастерами по дереву, мастерами по керамике, камню важнее. И когда будет поддержка, я думаю, что мы будем расширяться физически — там есть возможности, к счастью. Расширяться виртуально, наш сайт продолжает расти.

Залина Габаева. У вас сайт или страница в соцсетях?

Мадина Валиева. Сайт. Опять же, говоря о помощи извне — нам сразу, услышав об идее, подарили сайт, сайт-магазин. Просто взяли, подарили — спасибо большое попросили не озвучивать имя, но, тем не менее, мы очень благодарны. У галереи с первых дней есть сайт, я параллельно занимаюсь наполнением этого сайта, и там уже есть рубрики, в рубриках есть уже живопись, есть уже выставленные работы, дальше это уже будет возможность выбрать работу. В один клик узнать всю информацию о ней и приобрести.

Фатима Турманова. Готовясь к программе, решила почитать немножко об арт-галереях, об их истории. Удивительные вещи открываются — дело в том, что все сами понятия «шедевр живописи», «гениальный художник» — создавалось, как вы думаете кем? Не искусствоведами, а дилерами. Они определяли вкус своей эпохи и назначали кого-то гением, а кого-то не назначали. Я, допустим, не понимаю, как может «Чёрный квадрат» считаться гениальной вещью, но, тем не менее, бешеные деньги всегда предлагали. Вот это значит умелая работа арт-дилеров. Они всегда были в мировой истории, некоторые из них были такими прохиндеями… Как Вам это назначение. Нет ответственности — нужно определяться? Есть авторитет, и есть имена, но вот начинающий художник и картина — не профессиональному искусствоведу немножечко не страшновато оценить?

Мадина Валиева. Очень страшно, потому я осваиваю параллельно — насчитала много профессий. Давайте попробуем посчитать — это и экспозитор, который занимается компоновкой картин. Я на опыте убедились в том, что я всегда знала — место имеет большое значение. Но я не знала, что если переставить картину с одного места чуть левее и чуть выше, то заиграет совершенно по-другому, она будет смотреться иначе. То есть, подача имеет большое значение. Если до открытия нам в компоновке помогали профессионально Дима Джиоев и Вадим Каджаев, то потом, поскольку, действительно картины уходят, их покупают их место надо чем-то другим заполнять и грамотно это делать. И, тут, конечно, на одной интуиции не выедешь, и я обращаюсь к помощи профессиональных художников, которые в этом понимают гораздо больше. Хотя, опять же скажу, что экспозитор — это отдельная тема, отдельная профессия. Говоря о галереях, об их структуре — да, обязательно в галерее должен быть искусствовед, который занимается экспертной работой, оценкой произведения, то есть, это отдельная специальность, которой люди учатся годами. Таких людей галереи привлекают, берут на работу. Мы пока опять обращаемся к художникам — мы пока затрудняемся дать оценку, на начальном этапе сами художники определяют степень, и у меня нет оснований не доверять, а потом уже окончательную оценку ставит, конечно же, потребитель, тот, кто приобретает эти картины, они им дают самую высокую оценку. Есть ещё всякие дела, которые связаны с бухгалтерией, это все тоже надо вести, и мне это действительно сложно делать.

Фатима Турманова. Программа 1-С вам в помощь

Залина Габаева. Неоднозначная программа. Пусть лучше Excell.

Мадина Валиева. Я думаю, что со временем, дай Бог, мы расширимся и будем иметь возможность нанять людей и на контрактной на или ещё какой-то основе их привлекать вот к этой работе, чтобы делать работу профессионально, все-таки. Потому, что, начав такое хорошее дело, которое вызывает только положительные эмоции, как у художников, так и у тех, кто приходит к нам в галерею, я думаю, что это ответственность. Делать работу хорошо я буду стараться.

Фатима Турманова. Ещё такой вопрос. Как воспринял арт-галерею Цхинвал? Цхинвальцы и гости города. Я очень рада, что у нас, наконец, появилось такое место (их уже несколько, слава Богу — музей очень достойный), ну и вот теперь арт-галерея. Есть куда водить гостей города, поэтому очень интересно послушать.

Мадина Валиева. Я, наверно, могла бы переадресовать этот вопрос вам же, потому, что вам, наверное, больше известно о том, какой резонанс есть у галереи извне. Я расскажу то, что как-бы изнутри. Начну с последних событий, когда меня попросили открыть галерею хотя бы на полчаса в выходной день, потому, что приезжают люди, гости нашей столицы, которые очень любят искусство и ценят его, и хотели бы им показать нашу арт-галерею. Конечно, мы пошли им навстречу, открылись в воскресный день и безумно рады тому, что люди своё первое впечатление о нашей республике получат именно с точки зрения высокого искусства наших мастеров кисти, которые ничем не уступают мировым знаменитостям, художникам с мировым именем.

Фатима Турманова. Кстати, в Ленинграде тоже всегда ценили, в Суриковском училище и в питерских академиях. Осетинская школа живописи, основоположником которой является великий Махарбек Туганов, имеет свой стиль неповторимый, свой мазок, свою энергетику. Это отмечали всегда, слава Богу, эти традиции не прерываются.

Мадина Валиева. Не прерываются. И современная живопись осетинская — показатель очень яркий. Говоря о том, как вот работа галереи может повлиять на дальнейшее развитие, скажем так, нашего политического признания. (все-таки, я не могу далеко уйти от этой темы).

Фатима Турманова. Да, конечно, бывших дипломатов не бывает. Как бывших разведчиков, журналистов… Предупреждаю сразу.

Залина Габаева. Бывших вообще не бывает. Нужно сказать — пока человек живёт на планете, всегда занимается тем, что ему интересно.

Мадина Валиева. Да, но дело тут ещё в том, что когда для подростка с момента самоосознания своего, единственной идеей является независимость государства, признания, продвижения на международном уровне и когда ты можешь для этого что-то конкретное сделать — это особое удовольствие. Когда уже руки развязаны, когда есть чёткое понимание того, что в арсенале орудий вне политики — неполитических инструментов гораздо больше, чем в каких-то государственных структурах. Потому, что пробивать эту глухоту и игнорирование мирового сообщества через наше искусство намного легче. Потому, что не увидеть работы наших художников, не понять — на каком высоком уровне они работают, невозможно.

Залина Габаева. По крайней мере, человек извне, увидевший такую работу, точно перестанет думать, что мы здесь ходим в медвежьих шкурах.

Мадина Валиева. Однозначно, то есть пришла пора кардинально менять имидж республики ЮО. Показать — какое у нас искусство.

Фатима Турманова. А есть какой-то выход именно на дальнее зарубежье? Российские гости у вас бывает достаточно часто, их мнению нам известно — следим по социальным сетям за работой галереи. А вот чуть дальше?

Мадина Валиева. Чуть дальше — есть, не знаю, я суеверна, наверное, немножко, но не буду озвучивать. Но есть конкретный план, в ближайшее время, я думаю, что мы вас приятно удивим. Именно планы по выходу на международную арену.

Фатима Турманова. Да, не будем пока озвучивать. С картинами наших знаменитых художников, талантливейших художников все понятно. Но у вас выставлена ещё и другие работы — не только живопись, это корзиночки очень симпатичные, наконец-то куклы в национальном стиле, какие-то другие поделки. Насколько они пользуются популярностью?

Мадина Валиева. Приглядываются люди, с удовольствием рассматривают всё это, но пока сказать так, что бешеным спросом это все пользуется, я не могу. Куклы, безусловно, они покоряют с первого взгляда. Наша арт-галерея представляет также услугу, которой пока никто не воспользовался, но всех она привлекает. У нас есть такие так называемые безликие куклы, то есть, это просто лицо, его ещё нет, но можно заказать своё лицо, можно заказать лицо человека, которому вы хотите сделать эксклюзивный подарок — будь то мужчина или женщина и вы получите это лицо в течение недели. То есть, схожесть будет максимальной. И все это в национальных костюмах. Другие поделки, учитывая, что нам всего полтора месяца…

Залина Габаева. Очень динамично и позитивно все выглядит. Название галереи, очень удачно — «Аллон». Как пришла идея?

Мадина Валиева. Тоже в ходе разговора, как все остальное, откуда — это непонятно. Сейчас одна из моих последних идея, кстати, хочу ею поделиться с вами. Хочу в рамках долгих зимних вечеров, которые будут в галерее, как я уже говорила, она будет собирать людей для камерных встреч творческих и прочих таких посиделок для общения. Я хочу сделать сеанс «портрет», потому, что для каждой эпохи есть свойственные портреты современников и особенно современниц, сейчас почему-то у нас, — я в этом поиске, — не вижу портретистов.

Залина Габаева. Эпоха селфи?

Мадина Валиева. Селфи, наверно. Пора придать этому какой-то более благородный вид. Я думаю, что наши современницы с удовольствием будут позировать и со временем эта тема получит своё развитие. Года через два, уже даже раньше, мы сможем иметь целую галерею портретов наших современников и современниц.

Залина Габаева. Лица Цхинвала.

Мадина Валиева. Да, в исполнении начинающих, может быть, художников. Это может быть рисунок просто на бумаге карандашом, это может быть акварель, это может быть холст, масло.

Мадина Валиева. Касаясь начинающих художников — лицеисты и студенты художественного училища уже были?

Мадина Валиева. Лицеисты пока так организованно не приходили, но с художественного училища приходят регулярно, приходит очень много студентов университета постоянно. Есть интерес, они просятся даже просто посидеть, если мне куда-то надо отлучиться, они с удовольствием хотят заменить, дают какие-то дельные советы. Это все очень приятно — не скрою. К нам уже приходили с экскурсией четвероклассники, которые очень впечатлились. Я думаю, что они получили заряд эмоций и впечатлений на всю жизнь. К нам просятся, звонят, просятся старшеклассники сейчас — спрашивают «можно ли»? Я отвечаю коротко — нужно! Конечно, нужно приходить, знакомиться.

Фатима Турманова. А братья наши северные? На открытии были, а после приезжали?

Мадина Валиева. Да конечно. Не так давно к нам приходил Асланбек Пагиев, ещё до презентации своей книги заходил, ему очень понравилась, он обещал ещё прийти. То есть, это место, куда — благо расположено ещё в самом центре города, — и редко кто проходит мимо. И со временем очень хочется, чтобы это место, эта улица, учитывая, что напротив будет дом-музей Васо Абаева, стала пешеходной. Была покрыта брусчаткой.

Фатима Турманова. Стала пешеходной и чтобы бонсай-деревца там высадить, потому что зелени там так не хватает.

Мадина Валиева. И чтобы летом художники имели возможность творить прямо на улице.

Фатима Турманова. Цхинвальский Арбат?

Мадина Валиева. Да, думаю, что это придаст тот шарм, который наш город утратил в связи с тяжёлым периодом.

Залина Габаева. На который он имеет право.

Мадина Валиева. Безусловно, как город-герой, который преодолел множество препятствий, всех невзгод, мы имеем на это право, в конце концов, заслужили быть право счастливыми, услышанными, увиденными, и понятыми.

Фатима Турманова. Время нашей программы пролетело незаметно и поэтому на этой оптимистической ноте мы завершаем наш диалог, и ваше обращение к радиослушателям, к вашим потенциальным посетителям и покупателям арт-галереи.

Мадина Валиева. Ну что я могу сказать? Я обращаюсь к жителям нашего города, гостям — приходите, посмотрите, дайте свою оценку, зарядитесь положительной энергией, которая вложена в каждую картину, услышьте, увидьте тот посыл, заряд, который даёт художник через свою картину. Наполняясь этой энергией, вы поймёте, что искусство вечно и безгранично.

Залина Габаева. Спасибо вам большое, Мадина, за такой красивый диалог. У меня такое лёгкое настроение — солнечное воздушное, уже чувствую себя в вашей галерее, представляю, как солнце проникает в окна.